Особенности устройства железобетонной части конструкции и натяжения высокопрочной арматуры

Для бетонирования монолитной железобетонной плиты на стальной конструкции после окончания монтажа устраивают деревянную опалубку, опирающуюся на ребра жесткости, узлы поперечных связей и другие соответственно приспособленные элементы. Для подачи арматурных каркасов и бетонной смеси укладывают пути, опираемые на стальную конструкцию или жесткие участки опалубки и разбираемые в ходе бетонирования. Особое внимание уделяют уходу за бетоном, предупреждению его высыхания после укладки и другим мерам, способствующим уменьшению усадки.

Блоки сборной плиты следует заблаговременно готовить в инвентарных формах. Наиболее распространены стальные формы, применяют также деревометаллические и железобетонные формы. В инвентарных формах шаблонируют расположение выпусков арматуры, закладных деталей и других соединительных устройств.
Блоки укладывают автокраном или деррик-краном обычно грузоподъемностью 5—10 Т. Укладку можно вести наступающим краном, движущимся по уложенным блокам, или отступающим краном, который передвигается по временным путям, опертым на стальную конструкцию и разбираемым по мере укладки блоков. Первый способ более рационален, но возможен только при укладке блоков насухо.
Особенности устройства железобетонной части конструкции и натяжения высокопрочной арматуры
После укладки и выверки блоков в швах заканчивают сварку арматурных выпусков или соединения посредством закладных деталей. Одновременно устанавливают опалубку швов. Арматурные анкеры, расположенные в окнах и швах, следует приваривать до укладки блоков, так как хорошо выполнить эту работу в глубоких окнах и швах затруднительно. Перед замоноличиванием все швы должны быть очищены от строительного мусора (продувкой сжатым воздухом, промывкой) и приняты с составлением акта на скрытые работы.
Бетон замоноличивания швов укладывают с вибрированием при тщательном контроле качества заполнения швов. При инъецировании в швы раствора уделяют особое внимание герметизации опалубки шва (неплотности обычно предварительно замазывают раствором), а также составу раствора, обеспечивающему необходимую подвижность, прочность и малую усадочность. Для контроля заполнения шва предусматривают контрольные отверстия, расположение которых должно обеспечивать выход воздуха из всего объема, заполняемого раствором.
Если временная эксплуатация начинается ранее замоноличивания швов сборной плиты, а замоноличивание выполняют позднее, в теплый период года, то обычно приходится прерывать эксплуатацию на время твердения раствора или бетона замоноличивания. Для сокращения этого времени можно применять особый быстротвердеющий цемент (ОБТЦ). Некоторые конструктивные решения допускают замоноличивание без перерыва эксплуатации.
Для бетонирования монолитной плиты и замоноличивания швов сборной плиты при отрицательной температуре воздуха применяют объемлющие тепляки. В тепляках надо обогревать все поперечное сечение плиты и прилегающие части стальной конструкции. При низких стальных балках следует устраивать тепляки, обогревающие вместе с плитой и всю стальную конструкцию.
Объемлющие тепляки целесообразны облегченной передвижной или переносной конструкции , причем длину и количество секций определяют исходя из сроков строительства с учетом возможности перемещения секции тепляка в новое положение после достижения обогреваемым бетоном не менее 70% проектной прочности.
По конструкции верхней части тепляки можно разделить на высокие, предусматривающие работу людей внутри обогреваемого пространства, и низкие с крышками, открываемыми на короткое время для бетонирования и вибрирования. Нижнюю часть тепляка под плитой устраивают обычно разборной и переносят в новое положение поэлементно.
Объемлющие перемещающиеся тепляки, требующие сложного парового хозяйства, дороги и трудоемки.
Особенности устройства железобетонной части конструкции и натяжения высокопрочной арматуры
Местный прогрев одних только поперечных швов значительно проще, особенно при применении инвентарного оборудования и при электропрогреве.
Ездовое полотно на сталежелезобетонных пролетных строениях устраивают так же, как и на железобетонных. Устройство оклеечной гидроизоляции (с подготовкой и защитным слоем) требует специального термовлажностного режима и является трудоемкой и сложной работой. Если в сборной плите нет окон для упоров, а шаг поперечных швов достаточно велик, то можно на каждом блоке заблаговременно устроить подготовку, гидроизоляцию и защитный слой в заводских условиях с тем, чтобы на мосту только перекрывать гидроизоляцией швы плиты. Устройство цементно-бетонного выравнивающего слоя нового автодорожного полотна проезда без оклеечной гидроизоляции также является мокрым процессом. Полотно проезда можно уложить без перерыва временной эксплуатации последовательно на двух половинах ширины проезда, продолжая движение по одной половине ширины проезда. Устройство безбалластного железнодорожного мостового полотна не требует выполнения мокрых работ.
Элементы высокопрочной арматуры сталежелезобетонных пролетных строений обычно имеют большую длину (от 30 до 100 м и более); такие элементы для уменьшения потерь от трения целесообразно натягивать двумя домкратами (или двумя домкратными батареями) с обоих концов. Размещению анкерующих устройств и домкратов необходимо уделять особое внимание.
К предварительной обтяжке элементов высокопрочной арматуры для сталежелезобетонных пролетных строений предъявляют более высокие требования, чем для железобетонных. Объясняется это тем, что потери натяжения в сталежелезобетонных пролетных строениях существенно меньше, а усилия в высокопрочной арматуре от временной нагрузки, наоборот, больше. Если в железобетонных пролетных строениях максимальное усилие в высокопрочной арматуре возникает при предварительном напряжении, то в сталежелезобетонных пролетных строениях — при эксплуатации под расчетными временными нагрузками. Для обеспечения упругой работы высокопрочной арматуры под действием временной нагрузки необходимо создать в арматуре при обтяжке усилие не меньше максимально возможного усилия при эксплуатации.
Соответственно стальные канаты (спиральной свивки) необходимо обтягивать в течение 30 мин усилием, превышающим на 10% расчетное усилие, или не менее чем трехкратным натяжением до указанного усилия с последующим отпуском до нуля. Пучки параллельных проволок должны быть обтянуты таким же образом усилием, равным расчетному.
Обтяжку канатов и пучков следует делать, как правило, непосредственно в конструкции перед закреплением анкеров.
Расчет прочности сталежелезобетонных конструкций в стадии предварительного напряжения выполняется в предположении упругой работы бетона (а не по теории разрушающих разгрузок, как для железобетонных конструкций). Соответственно для сталежелезобетонных конструкций отпадает необходимость проверки стойкости против образования продольных трещин в бетоне при предварительном напряжении (по расчетным сопротивлениям Rт).

Оставить комментарий

Мостовое полотно